Чили

Респу́блика Чи́ли

География

Государство в юго-западной части Южной Америки. Территория Чили узкой полосой вытянута вдоль побережья Тихого океана (длина страны около 4329 км. при ширине около 170 км.). Страна граничит на севере с Перу, на северо-востоке - с Боливией, на востоке - с Аргентиной, а на юге отделена проливом Дрейка от Антарктиды.

В состав страны входят острова Пасхи (Рапа-Нуи, 3700 км. к западу от побережья страны), Хуан-Фернандес (700 км. западнее), обширный архипелаг и часть самого острова Огненная Земля в южной части страны, а также множество более мелких островов (Сан-Амбросио, Сан-Феликс, Диего-Рамирес, Сала-и-Гомес, архипелаг Чонос и др.) Общая площадь страны - 756,9 тыс. кв. км.

Климат

Климат страны крайне разнообразен, что объясняется её большой протяженностью с севера на юг, обилием мощных прибрежных течений и влиянием горной системы Анд. На севере страны преобладает тропический пустынный тип климата. Среднемесячные температуры колеблются здесь от +12 С зимой (май-август) до +22 С летом (декабрь-март) при максимальных в районе +38 С. Осадков выпадает не более 50 мм. в год, причем в некоторых районах Атакамы дождей не бывает вовсе. Несколько южнее климат меняется на субтропический, с летними температурами в пределах +22-24, зимними - +12-18 С и осадками, выпадающими преимущественно в зимний период (до 1000 мм.). Такой же климатический режим и на островах Пасхи и Хуан-Фернандес.

Средняя часть страны находится во власти умеренного океанического типа климата. Температура здесь колеблется от +3-12 зимой до +22 С - летом. При этом осадков выпадает от 100 до 800 мм. в год, преимущественно в зимний период. На горных склонах до высоты 1 тыс. м. над уровнем моря количество осадков может доходить до 2500 мм. в год. Высокогорные районы страны отличаются от прибрежной равнины более низкими температурами (в некоторых районах она даже летом не превышает +3 С, зимой же опускается до -27 С) и ничтожным количеством выпадающих осадков.

В зоне Магелланова пролива и на острове Огненная Земля климат полярный, температура зимой колеблется от -16 до -4, летом же не превышает +18 С. Сильные ветра и малое количество осадков придают этой местности аридный характер. При этом на горных склонах северной части региона может выпадать до 3000 мм. осадков в год.

Население

Около 15,8 млн. человек, в основном - чилийцы (\\\"чиленьо\\\", нация, сформировавшаяся в результате смешения индейских народов и переселенцев из Европы, в основном из Испании). Также проживает небольшое количество индейских племен (многие из них почти ассимилированы) и выходцев из других стран. Небольшая группа индейцев араукана обитает преимущественно на юге страны, между городами Консепсьон и Пуэрто-Монт, индейцы-аймара живут на крайнем севере страны. Особую группу составляет также население острова Пасхи - рапануйцы, принадлежащие к меланезийско-полинезийской группе (в настоящее время осталось не более 1 тыс. человек). В южной части Чили и на островах можно встретить компактно проживающих потомков переселенцев из Европы - немцев, французов, басков, ирландцев, хорватов, русских и др.

Природа

Территория страны представляет собой узкую полосу прибрежной равнины, ограниченную с востока мощными хребтами Анд, между которыми лежит Продольная (Центральная) долина. Главная Кордильера и Береговая Кордильеры Анд тянутся вдоль всей страны, образуя многочисленные хребты, перемежающиеся небольшими возвышенными плато и депрессиями. Растительность в горных районах, в основном, альпийская пустынная, но в межгорных котловинах встречаются участки реликтового леса, а обширная Продольная долина занята преимущественно пахотными землями и садами. Во многих местах горные цепи разорваны конусами действующих и спящих вулканов (Охос-дель-Саладо, Льюльяйльяко, Тупунгато и др.), а в районе острова Огненная Земля уходят под воду, образуя обширную систему фьордов. Высшая точка страны - гора Охос-дель-Саладо (6880 м.).

Береговая линия страны (общая длина 6435 км.) крайне разнообразна по природно-климатическим условиям. Образованная древней поверхностью выравнивания и рассеченная сотнями стекающих с Анд рек, она тянется от пустынных районов Атакамы на севере через пустоши и редколесья центрального региона к арктическим пустыням на юге. Природа здесь небогата, но разнообразна, а ландшафт варьирует от возвышенных равнин, по-сути - плато, до низменных участков, образованных наносами рек. В предгорьях Центральных и Южных Анд холмы и невысокие прибрежные хребты обильно заросли густой горной растительностью, реликтовыми лесами и разнотравьем, и в то время как на севере лежит одна из самых сухих пустынь мира - Атакама. Южная часть страны имеет преимущественно степную растительность пампы, плавно переходящую в субарктичсекие пустыни.

Языки

Испанский (\\\"кастельяно\\\"). Также используются английский, немецкий, аймара, араукана, мапуче и языки других этнических групп.

Религия

Католики - около 80%, протестанты - 13%, а также приверженцы других конфессий. Церковь в Чили отделена от государства, но пользуется огромным уважением и влиянием на политическую и общественную жизнь страны.

Культура

Материальная культура чилийского народа представляет собой сплав элементов испанской материальной культуры и культуры коренного населения страны, причем испанское начало преобладает.

Архитектура

От древних культур на севере страны сохранились руины крепостей и поселений. В индейских селениях пустыни Атакама индейцы строили хижины из камня и кактуса, а в южных долинах — из ила и дерева. Первый чилийский город Сантьяго (основан в 1541) получил прямоугольную сетку улиц (восток — запад, север — юг) с центральной площадью Пласа де Армас, по сторонам которой возвышаются здания колониального периода — собор (1541—1619; новое здание — 1780—1799, архитектор X. Тоэска-и-Ричи, 1745—1799) и ратуша (кабильдо; 1775—1807, архитекторы X. Тоэска-и-Ричи, М. де Хара Кемада). Большая часть одноэтажных зданий XVI—XVIII веков (с двориками-патио, порталами и узорными металлическими решётками на окнах) была разрушена землетрясениями и пожарами. В Сантьяго сохранились церкви Сан-Франсиско (1572—1618), Санто-Доминго (XVII—XVIII века). Дворец Ла-Монеда (1780—1805, архитекторы X. Тоэска-и-Ричи, А. Кабальеро) — характерный пример классицизма.

После освобождения от колониальной зависимости приобрела влияние французская архитектурно-художественная школа. В 1841—1853 был составлен проект реконструкции Сантьяго, в 1850 архитектор К. Ф. Брюне де Бен (1788—1855) основал первую национальную архитектурную школу при Чилийском университете в г. Сантьяго и построил там же «Театро мунисипаль» (1853), пассаж Мак-Клюр с аркадами, окружающими Пласа де Армас. Итальянский архитектор Э. Келли (1830—1890) руководил перестройкой «Театро мунисипаль» (1873) и строительством церквей, вместе с Л. Эно (1790—1880); построил в Сантьяго здание Национального конгресса (1876). Во 2-й половине XIX века появляются работы представителей чилийской архитектурной школы. Среди первых национальных архитекторов: X. Гандарильяс (1810—1853), М. Альдунате (1815—1900), построивший здание Консистории и полицейские казармы в Вальпараисо (1867—79); Ф. Вивасета (1829—90), окончивший здание Чилийского университета (1854—74, начато Л. Эно), автор церкви Эль Кармен Альто (1865) и колокольни церкви Сан-Франсиско (1860) в Сантьяго; Р. Браун (1847—85), построивший музей в Вальпараисо, Центральный почтамт и галерею «Сан-Карлос» (1870) в Сантьяго. В конце XIX века в архитектуре, главным образом. в строительстве отелей и частных домов, проявился эклектизм, а в начале XX века распространение получил стиль «модерн».

С 20-х годов развивается архитектурное направление, освободившееся от иностранных влияний, связанное с традициями народной архитектуры. Значительным вкладом в национальное градостроительство была реконструкция центра Сантьяго (1938—1942). Монументальные общественные здания, возведённые по периметру площади Пласа де Армас, создали новую градостроительную основу центра столицы. Начиная с 50-х годов внимание уделяется комплексному строительству жилых районов в предместьях Сантьяго, в Арике, Антофагасте и других городах (архитекторы К. Брешани, Г. Вальдес, Ф. Кастильо, К. Гарсия Уйдобро).

Для 60-х — начала 70-х годов характерна ориентация на реконструкцию старых городских центров и строительство высотных зданий (проект реконструкции 4-х районов Сантьяго, 1965—1969, архитекторы Г. Сен-Жан и др.); одновременно разрабатываются конструкции, которые позволяют возводить здания до 20 этажей и выше, способные противостоять землетрясениям. Пример сейсмоустойчивого здания — фабрика, построенная в Сантьяго в 1962—1963 архитектором Э. Дуартом (1917 -) и Л. Митровицем. Монолитная бетонная решётка фасада обеспечивает жёсткость продольных стен, являясь в то же время солнцезащитным устройством. К образцам современной архитектуры относятся жилой комплекс «Гонсалес Кортес» (1960—1963, архитекторы С. Гонсалес, Э. и X. Мардонес, X. Поблете), комплекс Государственного технического университета (1962—1965, архитекторы К. Брешани, Г. Вальдес, Ф. Кастильо, К. Гарсия Уйдобро), отели «Каррера» и «Портильо» (архитекторы X. Смит Миллер, М. Лира), Школа права (архитектор X. Мартинес), здание экономических комиссий ООН для Латинской Америки (ЭКЛА, 1960—66, архитектор Э. Дуарт) в Сантьяго.

Театр

Истоки театрального искусства Чили в обрядах, культовых церемониях местного населения. В XVII—XVIII веках иезуитами устраивались представления на религиозные сюжеты с включением элементов фольклора; учащиеся, ремесленники разыгрывали комедии, часто ими же сочинённые («Чилийский Геркулес»). В конце XVIII века во временном театре давала спектакли первая постоянная труппа X. Рубио в честь святых и вельмож, ставила испанские пьесы.

Первый публичный театр с национальной труппой Олаэса открыли в 1802 в Сантьяго. Здесь ставили испанские, а также популярные пьесы основоположника национальной драматургии X. Эганьи: «Долг побеждает любовь», «Магический квадрат Пифагора» и другие. Среди актёров труппы были Н. Брито и X. Моралес. В 1815 в Сантьяго построили крытый театр «Колисео», в 1820 — т. н. Главный театр (показывали древне-греческие пьесы, а также пьесы аргентинских и чилийских драматургов). Руководитель труппы Латорре стал первым педагогом актёрского мастерства. В 1842 пьесой «Любовь поэта» А. Бельо открылся театр Чилийского университета (с 1857 — «Театро мунисипаль»). В XIX веке театры (в том числе и частные) были созданы во многих городах страны.

Значительный вклад в развитие чилийского сценического искусства внесли известные зарубежные актёры и режиссёры: К. Агилар, Л. А. Моранте, X. А. Касакуберта, Ф. Касерес, X. Монтеро, П. Вила и др. Во 2-й половине XIX века чилийский театр обратился к произведениям драматургов-костумбристов в том числе Д. Барроса Греса («Как в Сантьяго?» (1875), «Рыбак рыбака видит издалёка» (1879), «Репетиция комедии» (1889) и др.). В 1871 драматурги и актёры объединились в кружок любителей драмы. Однако в репертуаре театров преобладали произведения испанских авторов. Сдвиг наметился в начале XX века, когда появились серьёзные пьесы В. Д. Сильвы на темы национальной жизни и психологической драмы Э. Барриоса.

В 1912 возникло Общество драматургов, а в 1915 — Общество театральных актёров. Важную роль в развитии национального театра сыграл актёр и драматург К. Карьола. В 20-х годах XX века образовался Синдикат театральных актёров (в 1954 слился с Обществом театральных актёров). Большое значение для формирования театра Чили имела деятельность Национальной драматической компании (основана в 1913 году) и труппы Брюле-Багена (основана в 1917 году), в которой сотрудничали театральные деятели А. Брюле, Л. Кордова, Р. Фронтаура, Э. Пуэльма, А. Флорес и другие. В репертуар театра входили пьесы классиков национальной драматургии А. Асеведо Эрнандеса, А. Мука и X. Луко Кручаги.

В 30-е годы XX века творческая деятельность испанской актрисы Маргариты Ширгу внесла оживление в театральную жизнь Чили (ввела в репертуар произведения Ф. Гарсии Лорки и др.). Появился интерес к социальным и моральным проблемам. Возникли экспериментальные театры Чилийского университета (1941) и Католического университета Чили (1943), деятельность которых имела значение для развития сценического искусства страны. Руководитель первого — П. де ла Барра готовил актёрские кадры, ставил произведения высокого художественного уровня. Здесь выросли актёры и режиссёры: М. Малуэнда, Р. Парада, Э. Мартинес, Р. Сотокониль, М. Гонсалес, В. Хара и другие. В 1946 группа актёров и любителей из этого театра, в том числе драматург Ф. Жоссо, образовала Независимый театр, стремившийся воплотить идеи К. С. Станиславского.

В 1959 на базе Экспериментального театра Чилийского университета был создан Театральный институт. В 1955—65 театр Католического университета Чили гастролировал в Лиме, Мадриде, Париже, Буэнос-Айресе и Мексике. Широко известны его деятели П. Мортейру, С. Пинейро, А. Гонсалес. В 50-е годы XX века появились экспериментальные театры и в филиалах Чилийского университета в городе Чильян (руководитель — режиссёр и драматург Э. Гахардо), Театральное объединение Вальпараисо (руководитель — режиссёр и драматург М. Портной), театр Консепсьонского университета. В 1950—1960-е годы появились драмы социальной направленности: С. Водановича («Сенатор с плохой репутацией», «Пусть собаки лают», «Виноградники» и др.); остросоциальная пьеса Ф. Жоссо «Ростовщик»; драмы Э. Вольфа («Дети страха», «Тряпичные пары», «Интервенты»); И. Агирре («Посёлок Надежда», совместно с М. Рохасом).

Балет

Первые сведения о профессиональном балетном искусстве Чили относятся к середине XIX века. В Сантьяго в 1857 году был создан «Театро мунисипаль», где выступала итальянская опера, включавшая в спектакли балетные дивертисменты. С 1873 уже ставились и балетные представления. Приглашались европейские балерины — Дж. Энгельмайер, Б. Бьянки, Э. Лураски. В 1917—1918 годах Чили гастролировала труппа А. П. Павловой. В 1921 один из её танцовщиков, Я. Кавесский, открыл в Сантьяго первую балетную школу, работавшую до 1938. Рос интерес и к фольклорному танцу. В 1942 «Театро мунисипаль» поставил оперу-балет «Кауполикан» Р. Асеведо Рапосо, где использовались обрядовые танцы индейских племён.

В годы 2-й мировой войны в Чили приезжали европейские танцевальные коллективы, в том числе труппа К. Йосса (Германия), солисты которой Э. Утхофф и Л. Ботка создали первую постоянную национальную труппу при Институте распространения музыки Чилийского университета. Регулярные выступления труппы начались в 1945 году. С 1957 года труппа называется Национальный балет. Утхофф поставил балеты «Коппелия» Л. Делиба (1945), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1947), «Дон Жуан» К. В. Глюка (1950) и другие. В репертуар также вошли балеты Йосса «Зелёный стол» и «Блудный сын» Ф. Коэна, «Большой город» А. Тансмана, «Юность» на музыку Г. Ф. Генделя в обработке X. Оррего Саласа. С 1967 труппу возглавлял П. Бунстер, которы поставил здесь «Калаукан» К. Чавеса, «Пустой стул» Фальябельи (1968) и др.

В 1949 году балетмейстеры Н. Гривцова и В. Сулима создали школу классического танца и труппу. Они же поставили «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, «Маскарад» на музыку А. И. Хачатуряна и национальный балет «Три паскуалы» Р. Асеведо. В 1959 году танцовщик и хореограф О. Чинтолези сформировал при «Театро мунисипаль» труппу «Эль бальет де арте модерно» (с 1965 — Муниципальный балет; возглавлял её до 1966). Труппа основывается на классической школе. Помимо классических балетов, которые ставили европейские и американские балетмейстеры С. Лифарь, А. Томский, М. Дейл, Н. Березов, создавались спектакли, использовавшие элементы национального фольклора («Волк», «Кровавая свадьба»). С начала 60-х годов XX века в репертуаре чилийских трупп — балеты на латиноамериканскую тематику: «Сурасо» Альберто Хинастеры (1962, балетмейстер П. Бунстер), «Уличные гимнасты» X. Оррего Саласа и другие.

Музыка

Древнюю музыкальную культуру сохраняют потомки чилийских аборигенов, в первую очередь арауканы. Разнообразны их сольные и коллективные песни (лирические, любовные, детские, трудовые, военные, магические), индивидуальные и массовые танцы. Среди музыкальных инструментов арауканов — ударные (барабан культрун, погремушка уада), духовые (трутрука, лолкинь, кюлькюль, пифилька). Характерные для народной креольской музыки Чили песенные и песенно-танцевальные жанры — тонада, самакуэка (чаще куэка), куандо. Основные музыкальные инструменты — гитара, арфа, также гитаррон, который используют профессиональные народные певцы (уасо).

Профессиональное музыкальное искусство начало развиваться в годы борьбы за независимость и провозглашения республики. В 1-й и начале 2-й половины XIX века в Сантьяго были созданы филармоническое общество (1827), первая музыкальная школа (1849, с 1851 консерватория), «Театро мунисипаль» (1857). Существенная роль в музыкальной жизни страны принадлежала иностранным гастролёрам (в 1830 впервые выступила итальянская оперная труппа). Среди чилийских композиторов XIX века выделяются М. Роблес (автор первой национальной патриотической песни), X. Сапиола (прогрессивный общественный деятель, зачинатель музыкального движения среди рабочих, публицист), Э. Ортис де Сарате (автор первой чилийской оперы — «Цветочница из Лугано», 1895).

В 1-й половине XX века сформировалось два основных направления: сторонники национального стиля, отстаивающие национальные пути развития чилийской музыки, — К. Лавин, П. У. Альенде, К. Исамит Аларкон, X. Уррутия Блондель, разрабатывающие в своём творчестве креольский и арауканский фольклор; музыканты европейской ориентации, творчество которых связано с европейскими музыкальными течениями (импрессионизмом, экспрессионизмом, неоклассицизмом), — Э. Соро, А. Котапос, Д. Санта-Крус Вильсон, А. Летельер Лъона, а также X. Оррего Салас (с 1961 — в США), К. Ботто, К. Риеско, А. Монтесино, Г. Бесерра.

В Сантьяго функционируют Симфонический оркестр Чили (основан в 1941 году), Муниципальный симфонический оркестр Сантьяго (основан в 1955 году), хор Чилийского университета (основан в 1945 году), струнный квартет Сантьяго (основан в 1954 году), Национальная консерватория, Институт распространения музыкального искусства (основан в 1940 году).

Кинематограф

Рождение национального. кино в Чили относится к 1902, когда неизвестным оператором были засняты на плёнку манёвры пожарников в Сантьяго. В связи с празднованием 100-летия независимости Чили в 1910 вышли фильмы: «Открытие трансандской чилийско-аргентинской дороги», «Достопримечательности селитряных рудников», «Открытие дворца изящных искусств» и другие. В этот период в кино начали работать актёры, а впоследствии режиссёры П. Сьенна и Н. де ла Сотта. В содружестве с художником-карикатуристом X. Делано (Коке) У. Росас создал сатирический фильм «Лотерейный билет» (1914). В 20-е годы 20 столетия в Чили приехали иностранные продюсеры. Итальянский оператор С. Джамбастиани основал киностудию «Джамбастиани-фильмс», а финансовый магнат X. Фрей — студию «Ханс Фрей-фильме». В студии Джамбастиани были созданы наиболее интересные «немые» фильмы («Колода смерти», 1916, режиссеры. Сьенна и Делано; «Агония араукана», режиссер Г. Буссениус, и Человек из стали\\\", режиссер Сьенна, оба — 1917).

Развитию направления критического реализма способствовало творчество режиссера Сьенны, создавшего фильмы на острые социальные темы, отмеченные гуманизмом: «Паяцы уходят» (1921), «Рывок расы» (1922), «Крик в море» (1924), «Гусар смерти» (1925, в основу фильма легли подлинные события из истории борьбы за национальную независимость). Те же темы развивал режиссер Сотта: «Ласточка» (1924), «Молодость, любовь и грех» (1926). Фильмы Делано «Клянусь больше не любить» (1924), «Свет и тень» (1926), «Улица мечты» (1929) посвящены социальной проблематике.

В конце 20-х годах в чилийской кинематографии господствовали американские кинопромышленники, демонстрировались фильмы, ввозимые из США. В 1934 режиссер Делано создал первый звуковой фильм «Север и юг». В 1934—38 выпускались в основном короткометражные документальные и хроникальные фильмы. Исключением явились социально-политической комедии режиссера Делано «Девушка из Крильона» (1941) и «Таков Голливуд» (1944). В 1950—60-е годы в чилийском кино наступил спад, было выпущено 13 полнометражных фильмов (5 из них поставлены иностранными режиссёрами).

Новый этап начался с конца 50-х годов. При Католическом университете Чили в Сантьяго открылся Киноинститут (1958), выпускавший специализированные документальные фильмы (например, «Тело и кровь», 1962, режиссёр Р. Санчес, о таинствах религиозных обрядов). В 1960 при Чилийском университете были созданы отдел Экспериментального кино и Синематека. Молодые режиссеры сняли фильмы: «Путешествие в Сантьяго» (1960), «Пусть собаки лают» (1961), «Возвращение к молчанию» (1966, режиссер Н. Крамаренко).

С приходом к власти правительства Сальвадора Альенде часть кинотеатров и киностудия «Чиле-фильмс» (основанная в 1942 году) были национализированы. На киностудии приступили к съемкам фильмов коммунистической и революционной направленности. Фильмы того периода: «Земля обетованная» и «Товарищ Президент» (режиссер Мигель Литтин), «Первый год» (режиссер П. Гусман), «Одной молитвы мало» (режиссер А. Франсия), «Благотворитель» (режиссер Б. Гебель).

В первые дни военного переворота в сентябре 1973 студия «Чиле-фильмс» была разгромлена, сожжены киноархив и ленты, снятые при правительстве Альенде, более 100 кинематографистов пропали без вести.

Связь

Интернет

Сетевые технологии и средства их обслуживания в Чили развиваются очень интенсивно. Провайдер Entel Chile обеспечивает практически 96% сетевых услуг. В столице и других крупных городах (даже на острове Пасхи) можно найти множество интернет-кафе. Многие отели предоставляют доступ к интернету в своих бизнес-центрах.

Сотовая связь

Мобильная связь (стандарт GSM 1900) развита в Чили достаточно хорошо. Оператор Entel и его дочерние подразделения обеспечивают почти полное покрытие равнинных районов страны и столицы. В горных районах покрытие очаговое, даже вдоль многих основных шоссе связь неустойчивая. Для выхода на мобильный телефон с уличного используются коды 941, 981, 982 и 983 (Entel Movil) или 951, 9607, 987, 988 и 989 (Entel PCS).

Телефонная связь

Телекоммуникационная система Чили находится на достаточно высоком уровне. Телефоны, имеющие прямой автоматический выход на международную линию, можно найти в банковских офисах, крупных ресторанах и гостиницах, в магазинах и в других общественных местах. Международные звонки можно совершить и с почтового отделения или из гостиницы (заметно дороже, цена минуты зависит от уровня самого отеля). Большинство общественных телефонов-автоматов работает по телефонным карточкам СТС (Compania de Telefonos de Chile), которые можно приобрести в офисах компании, в табачных киосках и в супермаркетах. С пятницы по понедельник с 18.00 до 05.00, всю субботу, воскресенье и в выходные дни, действует льготный тариф на все виды переговоров.

Международный код страны - 56. Исходящий международный код - 00. Коды некоторых городов: Антофагаста, Калама, Тальталь, Токопилья - 55; Арика - 58; Ауско, Викунья, Кокимбо, Ла-Серена - 51; Вальдивия - 63; Вальпараисо, Винья-дель-Мар - 32; Икике - 57; Кастро - 65; Кильота - 33; Койайке - 67; Консепсьон, Коронель, Лота - 41; Копьяпо, Чаньяраль, Эль-Сальвадор - 52; Курико - 75; Ла-Уньон, Осорно - 64; Линарес - 73; Лос-Андес - 34; Лос-Анхелес - 43; Овалье - 53; Пунта-Аренас, Пуэрто-Наталес - 61; Пуэрто-Варас, Пуэрто-Монт - 65; Ранкагуа, Сан-Фернандо - 72; Сан-Антонио - 35; Сантьяго - 2; Талька - 71, Темуко - 45; Чильян - 42.

Транспорт

Чили является одной из стран Латинской Америки с самыми качественными автомобильными дорогами. Кроме того, эта страна обладает достаточно разветвленной сетью железных дорог и удобным авиасообщением.

 Международный аэропорт Артуро Мерино Бенитез расположен в 26 км к западу от Сантьяго.

Для передвижения по городу туристы могут воспользоваться автобусами. Они окрашены в желто-белый цвет. Однако скорость передвижения небольшая. Кроме того, городские автобусы не отличаются большой комфортабельностью.

Междугородние автобусы предлагаются несколькими компаниями во всех городах страны. Уровень сервиса достаточно высокий, ходят регулярно.

В столице есть метрополитен с тремя линиями. Нужно отметить, что метро там отличается своей скоростью, чистотой, безопасностью и дешевизной. В будние дни и субботу метро открыто с 6:30 до 22:30, в воскресенье и праздники - с 8:00 до 22:30.

Достаточно большой популярностью в Чили пользуются такси. Чтобы их легко было узнать, эти машины ярко окрашены: черный низ и желтый верх. Каждая машина оснащена счетчиком и имеет свой регистрационный номер. Чилийские таксисты отличаются своей вежливостью.

Железные дороги протянулись от Сантьяго до юга страны. Проходят через такие города, как: Rancagua, Talca, Chillan, Concepcion и до конечной станции - Temuco. В чилийских поездах есть несколько типов пассажирских вагонов. Они различаются по степени  комфортабельности. Достаточно часто в стране происходят задержки поездов.

Туристы в Чили могут также взять в аренду автомобиль. Этим занимается большое количество разных фирм. Водитель должен быть не моложе 21 года и не старше 75. При себе он должен иметь паспорт, водительские права международного образца и кредитную карточку, которая будет служить гарантией. 

У некоторых компаний можно найти такую удобную услугу, как возврат автомобиля в любом городе страны. Нужно знать, что машина при возврате должна иметь тот же уровень топлива, с которым ее брали в аренду.

Чаще всего аренда автомобиля подразумевает не лимитированный километраж, страховку, 24-х часовую аренду, наличие детского кресла, багажника, приспособления для перевозки лыж, а также трос и карту.

В Чили водитель и пассажир должны быть обязательно пристегнуты ремнями безопасности. Запрещено курение, использование сотового телефона или плеера за рулем. Чилийские водители очень часто левой рукой дополнительно показывают свои намерения. Если правила дорожного движения были нарушены, то водитель лишается прав и должен будет встретиться с судьей. В Чили на дорогах достаточно часто случается проверка водительских прав и документов. Вождение в нетрезвом виде считается серьезным нарушением. За него придется уплатить большой штраф. Такого водителя могут даже подвергнуть аресту.

При необходимости, турист также имеет возможность арендовать автомобиль с водителем. При этом нужно знать, что оплата будет выше, если водитель говорит на одном из европейских языков.

Большое значение имеет морской транспорт, обеспечивающий 95% всего внешнеторгового оборота страны. Крупные порты: Уаско, Вальпараисо, Токопилья.

Кухня

Чилийская кухня представляет собой достаточно необычное смешение национальной традиции и многочисленных иностранных рецептур, завезенных сюда переселенцами с Европы. Суровые условия большей части страны наложили на местную кулинарию свой отпечаток - в горных районах ингредиентов в пище обычно меньше и разнообразие их невелико. В Центральной долине, наоборот, влияние европейских традиций очень заметно, а потому и блюда здесь готовят более разнообразные. Общим для всей страны является обилие в пище перца, чеснока, картофеля, ямса, кукурузы и других овощей. Рис и картофель присутствуют практически в каждом блюде.

Здесь готовят множество овощных блюд, начиная с популярных во всей Латинской Америке рагу из овощей \\\"сальтадо\\\" и кукурузной каши с различными наполнителями, и заканчивая оригинальными местными блюдами, вроде запеканки из кукурузы, мяса и других компонентов \\\"пастель-де-чокло\\\". Мясные продукты чрезвычайно разнообразны. На равнине и побережье их основой служат говядина, свинина и мясо птицы, в горных районах более широко используются баранина и свинина, а также мясо лам и альпака. Стоит попробовать суп из курицы с лапшой и картофелем \\\"касуэла-де-аве\\\" или \\\"касуэла-де-пильо\\\", мясо-гриль \\\"асадо\\\", тушеное мясо с овощами \\\"локро\\\", множество видов похлебки \\\"касуэла\\\", жареное на раскаленных камнях мясо или рыбу \\\"куранто\\\", говядину с жареным яйцом и картофелем \\\"ломо-а-ля-побрэ\\\", бифштекс с картофелем, луком и яйцом \\\"бифе-а-ля-побре\\\", разнообразные стейки (в том числе знаменитый \\\"Санта-Каролина\\\"), запеченный в гриле ливер с колбасой (часто кровяной) - \\\"парильяда\\\", пирожки или блинчики с самой разнообразной начинкой - \\\"эмпанадас\\\" или их увеличенный вариант \\\"кальдуда\\\", кукурузные лепешки с мясной начинкой \\\"чураско\\\", говяжью вырезку со специями \\\"мальтадо\\\", крайне разнообразные блюда из запеченного в горшочкам мяса с маринованными овощами и т. д.

В изобилии, особенно на побережье, используются рыба и морепродукты (\\\"марискос\\\"), причем многие добываемые здесь морские обитатели славятся на весь мир. В Чили готовится огромное количество блюд из крабов, моллюсков, угря, окуня, лосося, креветок и гигантских мидий \\\"чорос\\\". К экзотическим местным блюдам можно отнести суп из морских ежей, суп из морепродуктов и белого вина \\\"марискаль\\\", запеченные в сыре ракушки \\\"манчас-а-ла-пармезана\\\" или огромных омаров с островов Хуан-Фернандес.

Важное место на столе занимают кукурузные (\\\"тортильи\\\") и маисовые лепешки, а также \\\"хумитас\\\" - вареная кукуруза со специями, завернутая в кукурузные листья, и разнообразные оладьи вроде тыквенных \\\"сопайпильяс\\\". Также визитной карточкой местной кухни считается большое разнообразие всевозможных фруктов. Чили считается самым крупным экспортером фруктов в южном полушарии, поэтому на местном столе постоянно присутствуют самые разнообразные свежие плоды, а также изделия из них (соки, джемы, варенья, пирожки с джемом, сладости и т. д.).

Традиционный напиток чилийцев - чай. Будь это обычный черный или зеленый чай, или традиционный на всем континента \\\"мате\\\" - его всегда можно отведать в любом заведении страны. Традиционным алкогольным напитком является \\\"писко\\\" - своеобразный ликер, изготовляемый по старинным рецептам (многие относят его происхождение к доинкской эпохе) из специально выращиваемого винограда. В отличие от перуанского, чилийский писко разводят водой, чтобы понизить градусность, и выдерживают в деревянных бочках, а производят его также из виноградного вина. Писко обычно пьют с лимонным соком, сахарной пудрой, взбитым яичным белком или кока-колой и большим количеством льда. Не менее популярны и превосходные чилийские вина. Коренным отличием местных вин от европейских является исключительное качество винограда, который попросту не знает многих болезней, а также выработка вина по своеобразной рецептуре, позволяющей получить исключительно ароматные и насыщенные вина.

Развлечения

Официальные праздники и выходные дни в Чили

  • 1 января - Новый год.
  • март-апрель - Страстная пятница и Пасха.
  • 1 мая - Праздник труда.
  • 21 мая - День Славы (День военно-морского флота).
  • 23 мая - Праздник Тела господня.
  • 29 июня - День святых Петра и Павла.
  • 15 августа - Успение.
  • 5-6 сентября - День Национального единства (День примирения).
  • 18 сентября - День Независимости.
  • 19 сентября - День Армии.
  • 12 октября - Диа-де-ла-Раса (День открытия Америки, День Колумба).
  • 1 ноября - День всех Святых.
  • 8 декабря - День Непорочного зачатия девы Марии.
  • 25 декабря - Рождество.

Фестивали и праздники в Чили

Как и во всех латиноамериканских странах, в Чили отмечается огромное количество всевозможных празднеств и фестивалей. В январе заслуживают внимания Фестиваль фольклора в Анголь, Фестиваль классической музыки в Вальдивия, музыкальный фестиваль Джоранадас-де-Вильяррика в Вильяррика, Фестиваль дель-Хуасо в Овалье, Международный фестиваль фольклора в Сан-Бернардо, Праздник Св. Себастьяна в Юмбель. Хороши проводимые в конце местного лета (февраль) музыкальный фестиваль Семаньяс-де-Фрутильяр (праздник сбора урожая) в Трилья, Февральский фестиваль Костумбриста в Кастро и Фестиваль джаза в Тонгой.

Не менее интересны фестиваль Де-ла-Канкин-де-Вика, Международная выставка Лос-Андес, День Дерби и Винья-дель-Мар (март), традиционный религиозный фестиваль Фиеста-де-Квазимодо (апрель), знаменитый религиозный фестиваль Фиеста-де-ла-Тирана (12-18 июля), многочисленные торжества, посвященные Дню Независимости, День Св. Франциска Ассизского (октябрь), красочная Ла-Фиеста-Гранде, Фиеста-де-ля-Виргин-дель-Розарио в Андакольо (конец декабря). Международный чемпионат верховой езды проводится в Винья-дель-Мар в январе. Две главных скачки года - Дерби (Винья-дель-Мар, январь) и Эль-Энасайо (Сантьяго, октябрь) собирают огромное количество участников и зрителей.

Следует учесть, что даты фестивалей и религиозных мероприятий часто меняются.

Чили Чили
Чили
Официальный язык:
испанский
Территория:
  • 37-я в мире
  • Всего  756 950 км²
  • % водной поверхн.  1,07
Население:
  • Оценка (2013)  17 216 945 чел. (62-е)
  • Плотность 22,81 чел./км²
Этнохороним:
чилиец, чилийка, чилийцы
Код ISO:
CL
Телефонный код:
+56
Часовые пояса:
-4